Колонизаторы (”The Settlers of Catan”): тактика и стратегия
08.02.2012 10:18КПЗ “Колонизаторы”:
Это пост для тех, кто играл и хотел бы поделиться своими приемами игры в эту настольную игру.
Я считаю ее одной из лучших настолок, и, учитывая проданный тираж, я такой не один.
Далее субъективно опишу свою тактику на основе базового варианта игры. Кто играл — дополняйте.
- На мой взгляд, первый ход — самый важный. Именно в этот ход есть возможность занять лучшее “место под солнцем” и получить преимущество в игре.
Второй ход также имеет значение, но, учитывая тот факт, что к тому времени бoльшая часть хороших мест уже занята, приходится выбирать из того что осталось. Если игроки сильные, обычно остаются одни плохие пересечения (с меньшей долей вероятности выпадения кубика, скажем так). - Главное во время первого хода — не ресурсы, а цифры. То есть сначала нужно закрыть глаза на гексы с хорошими ресурсами (дерево и глина) и рассмотреть все узлы с точки зрения теории вероятности. 6 и 8 выпадают чаще других, далее идут пары 5 и 9, потом 4 и 10 – в теории. На практике всякое случается, иногда и двойки–тройки часто выпадают.
То есть если есть пересечение гексов, например, с 6-5-9 — я поставлю первое поселение именно туда, так как оно будет приносить ресурсы чаще других поселений, позволит развиться и обогнать соперников, если получится. С точки зрения теории вероятности оптимальными пересечениями являются 6-5-9 и 8-5-9. Полевые исследования подтверждают это правило: подобные поселения приносят больше всего ресурсов.
Если очень привлекательных мест нет или они уже заняты, смотрю на ресурсы: 6 или 8 с деревом / глиной имеют бОльший вес в сравнении с другими местами.
Если и таких мест нет, ищу другие удобные варианты рядом с 6 или 8, а также рассматриваю гавани — иногда попадается хороший вариант (например, поселение на 6 с шерстью и одновременно на гавани с шерстью или 3:1).
На худой конец можно ставить просто на гавань 3:1, облегчив себе обмен и развитие или ставить одно поселение на 6/8, а второе — на гавань с этим же ресурсом. - Стратегия. Тут всё зависит от того, на каких гексах стоят первые поселения. Если это дерево/глина — стараюсь построить самую длинную дорогу и получить за нее дополнительные очки, а также слежу, чтобы противники не отобрали ее.
Если это руда/зерно — двигаюсь в сторону постройки городов.
Если руда/зерно/шерсть — часто покупаю карты развития. - Ближе к середине игры, когда у игроков появляются свободные ресурсы, начинается битва на картах. Она может начаться и раньше, зависит от гексов. В это время популярна стратегия “забей противника рыцарями” — рыцарь постоянно ставится на 6 и 8 наиболее сильного противника, замедляя таким образом его развитие. Помимо этого накапливаются рыцари для карты “самая большая армия”.
- Если у противника самая длинная дорога, то тут три варианта: обходить его по очкам на поселениях/городах/картах, строить свою самую длинную дорогу или “разбивать” дорогу противника путем постройки на ней своего города — редкий вариант, но также возможный.
- Если у противника самая большая армия, то тут, понятно, обходить по очкам или покупать рыцарей.
- Также полезно анализировать стратегию противников и пытаться понять, какие ресурсы им потребуются в будущем. Соответственно, не торговать с ними этими ресурсами.
Анализ гексов противников также полезен перед использованием карты “Монополия”. - Стараюсь держать максимум 6–7 ресурсов на руках, лишние использовать в свой ход (если получится), дабы не быть ограбленным по ходу игры.
- Не стремлюсь развиваться в центре, потому что высок риск окружения чужими дорогами и, как следствие — замедление развития.
- Если одним из первых ходов поставить разбойника на 6 или 8, где у противника стоит поселение, то можно затормозить его развитие — иногда довольно сильно, так как не всегда у него есть ресурсы на покупку нового рыцаря и 7-ка может выпадать тоже редко. Соответственно, нужно следить, чтобы никто не ставил разбойника на свои 6 или 8. Для этого я стараюсь всегда держать в запасе как минимум одну карту рыцаря и снимать разбойника при необходимости. Также одна постоянная карта на руках создает видимость того, что это бонусное очко, которое я держу до конца игры.
- Нельзя делать упор на что-то одно: на строительство дорог, на строительство городов или покупку карт. Надо развивать всё в совокупности и следить, чтобы противники не обходили по очкам. Был случай: играл партию с 3 противниками, сделав упор на покупку карт. Ближе к середине игры таки удалось получить карту “Самая большая армия”, но развиться по понятным причинам не получилось — все ресурсы уходили на покупку рыцарей. К этому времени меня уже зажали по всем фронтам, карту “Самая большая армия” через пару ходов пришлось отдать более прокаченному игроку и в итоге я проиграл с разгромным счетом.
В целом игра понравилась. Этакая битва логики с теорией вероятности. То есть перед первым ходом смотришь на игровое поле, как на сеть вероятностей и пытаешься угадать, какие из мест занять лучше всего.
Андроид–версия, на которую потратил около 150 часов время от времени и настольная версия навели на мысль, что эта игра конкретно “зацепила”. Сыграв 20–30 партий, начинаешь вырабатывать собственные стратегии и думать на несколько ходов вперед.
Особенно нравится hardcore–вариант — игра с 3 сильными игроками/ботами, где партия может быть проиграна из–за 1–2 неоптимальных ходов. Здесь как в шахматы — можно тупо рубить фигуры противника, а можно думать стратегически.
update: сегодня с британского ибэя прилетела оригинальная версия. Будем пробовать, о результатах напишу отдельным постом.