Литва: о поездке

18.07.2023 14:56

Как вы уже могли заметить по прошлым постам с фотками, автор этого блога слетал в Литву.
Маршрут был такой:

• аэропорт в Пафосе — аэропорт в Каунасе, автобус до Каунаса
  • в этот же вечер — автобус из Каунаса в Вильнюс, заселился
  • на следующий день, утром: автобус из Вильнюса в Минск. До Минска не доехал, об этом ниже
  • вернулся в Вильнюс, погулял по городу
  • на другой день съездил на автобусе в Паневежис и вернулся в Вильнюс
  • в последний день вернулся на автобусе из Вильнюса в Каунас, погулял несколько часов по Каунасу
  • доехал на автобусе до аэропорта около Каунаса
  • прилетел обратно на Кипр, в Пафос

Суммарно это всё заняло 4 дня.
Теперь подробнее. Как обычно, мысли вразброс, по ходу поездки.

Вылет

Вечер перед вылетом. Вылет утром следующего дня. Время собирать вещи, а у нас отключили электричество на 2 часа. Засада. Ходил в темноте, искал вещи по квартире. Через пару часов включили. Видимо, из-за аномальной жары этим летом народ массово использует кондиционеры и система в определенный момент отказала. Кстати, у электрокомпании EAC есть сайт и приложение для Андроида, где показывают сбои в городах и районах Кипра. Наш там тоже появился, через определенное время. Видимо, после чьей-то жалобы. Тоже думал им позвонить.

Купил новый телефон (последний Xiaomi MI), поэтому теперь фотки будут лучше.

Прохожу шмон в аэропорту Пафоса. Мужик у стойки решил проводить меня фразой по-русски: ‘До свидания, прилетайте еще’. Было забавно. Принял меня за русского туриста.

Если летите с одним рюкзаком, то регистрацию можно не ждать (которая открывается за 2 часа до вылета) и не стоять в очереди, а сразу идти на посадку. Правда, это есть не во всех аэропортах. В Пафосе есть.

Каунас

Едем по маршруту “Каунас-Вильнюс” на автобусе. По дороге заезжаем в небольшой городок Elektrenai. Водитель впускает новых пассажиров, а последнему отдает посылку из под кресла. По ходу, ещё и поставщиком работал. Возможно, неофициально.

Мобильный интернет был везде и это радовало. Связь была на порядок лучше Польши. Местами был 5g. У водителя всю дорогу ловила одна радиостанция, без прерываний.

В аэропорту Каунаса есть большой зал ожидания для тех, кто улетает. Мест на 50 и диванчики. Этого очень не хватает в других аэропортах, иногда приходится сидеть на полу в ожидании рейса, если ожидающих много. Есть даже 2 вешалки для верхней одежды.

Минск

А вот тут — самое интересное. Я планировал из Вильнюса на автобусе попасть в Минск.
Когда приехал вечером из Каунаса в Вильнюс, сразу пошел и купил билет на утро, в Минск. На 6 и 7 утра все билеты уже раскупили, самый ранний свободный был на 9. Взял на 9, куда деваться.
Автобус, потому что поезда нет, а на машине смысла нет — длинная пробка.
С учетом того, что ехать на автобусе 5 часов, включая стоянку на границе примерно 2 часа, это означало, что в лучшем случае в Минске мы будем в 14–15 часов. В Минске сразу же надо было бы купить обратный билет, чтобы понять, сколько есть времени на то, чтобы погулять по городу. Опыт Парижа и Берлина, где я был по 2-3 часа, показал, что времени будет немного. И это стремно, потому что за это время город толком не посмотреть, обратно ехать еще 5 часов и хотелось вернуться в Вильнюс не сильно поздно (не в 2 часа ночи), чтобы поспать нормально и утром поехать в Паневежис.

Еще интересный нюанс — в этом автобусе номера были около подлокотников, снизу и все (включая меня) первый несколько секунд тупо искали, где номера в принципе находятся. Обычно они где-то сверху. Потом другие пассажиры подсказывали и человек находил свое место. А билеты там продавались с указанием места.

В общем, подъезжаем к границе Литва-Беларусь. Длинная очередь из машин, несколько десятков, точно не считал. Для автобусов очереди не было. Для фур тоже было всё ок, пара машин.

Начиная с этого момента каждый пограничник (а их было 3), во-первых, недоуменно вертел мой паспорт и думал, откуда тут гражданин Кипра, во-вторых, задавал один и тот же вопрос: “а есть другой паспорт?”, в-третьих, искал визу внутри моего кипрского паспорта и, в-четвертых, светил фонариком, проверяя его на подлинность.

Я прилетел без визы, потому что интернет мне сказал, что киприотам виза в Беларусь не нужна.
Литовский пограничник только недоуменно спросил: “а что, виза не нужна? Хм”, отдал (вернее, отдала) паспорт и квест продолжился.
Предстоял следующий, самый сложный этап: КПП на стороне Беларуси. Спросил у водителя автобуса, сколько это всё продлится, он сказал, что каждый день по-разному и даже примерно не ответил.
При этом он отметил другое: те автобусы, которые выехали в 6 и 7 утра, тоже были тут. Мы приехали примерно в 10-10:30. Т.е. предыдущие автобусы стояли уже 3-4 часа.

В автобус заходит молодой белорусский пограничник и проверяет паспорта. На моем останавливается, забирает его и уходит, чтобы проверить его. Через пару минут возвращается, отдает и мы едем чуть дальше. Я облегченно вздыхаю (”значит, всё ок, виза точно не нужна”). Спрашиваю водителя, будут ли еще проверки. Он сказал, что впереди будет самая главная, как я понял, со шмоном всех вещей (но это не точно, до нее я не добрался).

Выходим из автобуса, подходим к окошку. У всех проверяют паспорта и фоткают на камеру. На моем паспорте пограничница останавливается и спрашивает, где моя виза. Я говорю, что виза не нужна. Она неуверенно уточняет, с чего я это взял. Я говорю, что Кипр входит в ЕС. Она проверяет дальше и в этот момент я понимаю, что в Минск я не попадаю. Фак! Я мыслями был уже там. Да и не имело смысла лететь на 4 дня в Литву без Минска (хватило бы и 2-3). В общем, другой пограничник берет мой паспорт и уводит меня на сторону литовского КПП, назад. Мой автобус уезжает без меня. Я стою в этой дыре и не знаю, что дальше делать. Попробуйте представить себя на моем месте. Автобусы не ходят, такси нет. Как вернуться в Вильнюс — непонятно. Дохожу до литовского КПП, чтобы узнать, как вернуться. Сотрудница машинально берет мой паспорт, проверяет и сканирует его. Хотя я “из другой очереди, мне только спросить”. Хотя, может я и не вернулся бы без этой проверки, хз. В общем, она рассказывает, что если пройти с километр, там будет автозаправка, где можно будет заказать такси. Дохожу до заправки, там знакомлюсь с кассиршей-литовкой, которая говорила на чистом русском. Объяснил ей ситуацию, она позвонила таксисту (думаю, просто ее знакомому), который минут через 15 приехал и отвез меня обратно в Вильнюс.

Хочу отдельным абзацем отметить, что всё было дружелюбно. Учитывая непростые взаимоотношения между Литвой и Беларусью сейчас, все указанные люди (пограничники на обоих КПП, кассирша и таксист) относились ко мне без какого-либо негатива. К сотрудникам КПП претензий нет, они выполняли свою работу. Я только не понял, почему меня пропустили на первом белорусском КПП, если учесть, что мне требовалась виза.

Таксист, кстати, оказался мировой мужик. Я поведал ему свою историю, он рассказал свою. Был у него бизнес в Германии, который он продал и попал в Литву, где второй раз женился. Рассказал мне про интересные места в Вильнюсе, которые стоит посетить (и некоторые оказались реально клевыми, например, вид на город с горы) и довез до центра города. День всё равно был потерян, я (мыслями в Минске) брел по Вильнюсу и фоткал всё вокруг. Спросил его еще про форум НАТО, который проходил в Вильнюсе за неделю до моего прилета. Он подтвердил и сказал, что перекрывали дороги.

Расстроился я, с одной стороны. Если идти по плану “посетить все страны Европы”, то теперь придется в следующем году специально лететь в Минск, что не входило в мои планы. В следующем, потому что в этом все билеты уже куплены до декабря. А в декабре имеет смысл слетать в северную Европу, летом она сильно дорогая.

С другой стороны, в этот раз, если бы меня пустили, я посмотрел бы Минск 2-3 часа, а этого мало.
В общем, в другой раз посмотрю Минск уже спокойно. Теперь уже придется лететь туда целенаправленно. И тут 2 варианта:

1. лететь в Минск напрямую. Прямых рейсов с Кипра нет, плюс у Belavia негуманные цены на авиабилеты и затея “посмотреть Минск” легко встанет мне в стоимость среднего компьютера;
  2. повторить этот маршрут снова: Каунас-Вильнюс-Минск, к чему я и склоняюсь. Только в этот раз нужно будет съездить в Никосию и оформить визу. Это дополнительный гемор по времени и деньгам. Видимо, уже в следующем году. И взять билет на автобус в 6 утра, чтобы было время погулять по городу без спешки.

Тут еще нужно не забывать, что на территории Беларуси не работают международные кредитные карты. Это означает, что надо брать с собой кеш. В случае форс-мажора, если получится попасть в Минск, но не получится купить обратный билет в Вильнюс в тот же день, надо будет арендовать квартиру на ночь. А Букинг там не работает. Работают аналоги (типа Островка), но как бронировать, если не работают карты, тоже непонятно. Видимо, бронировать онлайн, но платить наличными уже на месте.

Резюмируя, страшного ничего не произошло. Я просто потратил 4 дня на одну страну, а хотел на две.

У меня есть российский паспорт. Мой косяк заключался в том, что я не взял его с собой. Но я был уверен, что кипрского хватит. Да и не знал я, как в нынешних реалиях литовцы и белорусы отреагируют на него. Плюс есть еще нюанс: в следующем году мне исполняется 45 и паспорт надо будет менять. Видимо, придется лететь в Минск до этого момента. Русский загранник у меня до февраля 2027-го, всё должно быть ок.

Паневежис

Едем в Паневежис. Водитель — литовец, общается с мужиком в салоне всю дорогу на литовском. Подъезжаем к городу. Вдруг на наших глазах легковушка впереди делает резкий маневр: разворачивается. Водитель, резко по-русски: ‘заебись!’

Что могу сказать про Паневежис. Маленький, тихий, чистый литовский город, где хорошо жить на пенсии. Машин мало. А в тот день, когда я там был, вокруг центрального озера ещё проходил чемпионат по триатлону (с участниками из разных стран Европы) и менты перекрыли там дороги: было ещё тише. Велики, бег и что-то ещё.

В Паневежисе жила в детстве моя бывшая жена со своей семьей и это был один из поводов, чтобы приехать по случаю.

Летим обратно

Обратно посадку задержали на полчаса. Открываю приложение Ryanair, а там уведомление. В итоге сели на 40 минут позже плана. Если бы было больше 3 часов, можно было бы требовать компенсацию. Но они могли нагнать время в полете. 3 часа от посадки, не взлета.

Уведомление

Общие впечатления от Литвы

Евро. Время, как на Кипре и это удобно.

Много русской речи, в особенности в Вильнюсе. В Каунасе и Паневежисе меньше. Много флагов Украины и всяческая поддержка, в основном в том же Вильнюсе.
Сначала парился, думал, как общаться с окружающими: на английском или на русском. В конце уже забил и со всеми начинал диалог на русском.

Много следов СССР и советского прошлого. Иногда называют советской Европой.
Милые дворики, как в Питере.
Избушки соседствуют с небоскребами.
Во многих местах сообщения написаны на 3 языках: литовском, английском и русском.
В центре каждого города много молодежи.

В Литве хорошая погода сейчас. Плюс 24, солнце, дождя и жары не было (на Кипре сейчас 40 и это жесть, я вам так скажу). Прямо идеально для пеших прогулок. В итоге я гулял, если верить фитнес-трекеру, по 15000-20000 шагов в день (и по 500 килокалорий).

Перестал путать Латвию и Литву, побывав в обеих странах.

Одна из наиболее долгих моих поездок. Обычно летаю на 2-3 дня. Поэтому и фоток получилось больше.

Что дальше

Через месяц — полет в Венецию и оттуда на поезде еду в Сан-Марино. Должно быть без подобных приключений. Плюс там будет один свободный день, думаю, куда бы съездить из Венеции. Наверное, поеду в Милан. В Риме был весной прошлого года.

update: внезапно обнаружилось, что я облетел все маршруты Ryanair с Кипра, Литва стала последним. Все последующие полеты посредством Ryanair будут дублировать рейсы, которыми я уже летал (теперь с пересадками).